Левиафан: кино с большой буквы

А вот  и он, мой долгожданный отзыв на картину Андрея Звягинцева “Левиафан”.

Отзывом этот пост сложно назвать, больше рассуждением, которое поселилось в моей голове после просмотра фильма. Кстати мысли о нем не отпускают и по сей день

2

Совесть меня мучила-мучила, да совсем уж замучила. Наконец-то делюсь своей точкой зрения.

Интересно, что она совсем не изменилась с тех самых пор, как я только написала о своем намерении  посмотреть картину именно в кинотеатре.

 Кинопоход случился в День всех влюбленных, (для меня) ранним утром мы отправились в кинотеатр с alma2012. Перед сеансом успели поделиться своими мыслями по поводу уже написанных рецензий, и  на протяжении более чем трех часов говорили о фильме после просмотра.

 Во-первых, я считаю, что  “Левиафан” должен посмотреть каждый человек. Неважно, когда к нему придет это желание. Смотреть нужно. И нужно думать. Много думать. Фильм легок в восприятии, если сравнить, к примеру, с “Древом жизни”.

 Во-вторых, никакая это не “чернуха”. Чернуха — это то, что нас окружает каждый день: рутина, быт, бюрократия, грязный песок под ногами, люди с серыми лицами. Звягинцев показал нам прекрасную картину. Он продемонстрировал жизнь человека яркой, густой и насыщенной, пусть и не всегда светлыми моментами.

 В-третьих, мне было безумно приятно смотреть «Левиафан» именно в кинотеатре, для начала  хотя бы только из-за потрясающих пейзажей. Всем, кто хоть как-то увлекается фотографией, смотреть нужно обязательно  в хорошем качестве и на огромном экране.

1

Что касается идеи. Она не нова, и вот, что важно, фильм ни капли не антироссийский. Эта история легко может быть отражена и для другой страны. Мы все имели дело с подобными ситуациями: борьба человека с огромной махиной, с системой. Эта система будто спрут («У тебя никогда никаких прав не было, нет и не будет!»)

 Тема предательства  и некой продажности меня только убедила в том, что мое видение мира не всегда выдумано мною. Оно есть, все мы в чем-то продажные, в чем-то предатели, сейчас для общества не так важны такие качества, как благородство, уважение, верность и следование принципам. Об этом и хочет рассказать Звягинцев в своей картине: мы утратили эти качества в тот момент, когда они нам нужны как никогда (я имею в виду ситуацию, которая складывается сейчас на международной арене, и в условиях экономического состояния страны). Фильм вышел на экраны вовремя. Но жаль, что не многие зрители (по крайней мере, нашего региона) его оценили.

Даже в моем обиходе появилась  ответная фразочка на обычный вопрос:

— Как дела?

— Да дела такие, что хоть «Левиафан» снимай

 Опять-таки это показатель: нам интереснее смотреть на людей с извращенным умом (“Оттенки” имею в виду, хотя что уж там извращенного, просто 1,5 часа ни о чем), чем думать. Мне нравятся фильмы, над которыми нужно думать. Думать долго и много, ну и менять что-то в себе, вокруг, разумеется. К сожалению, народ любит посмотреть просто на красивую картинку, пожевать попкорн, выпить бутылочку пива, и поржать вдоволь. “Зачем мозг напрягать?!”

 Актерский состав. Для меня это всегда важно. Какой бы фильм я не смотрела. Именно благодаря “Левиафану” я стала более уважительно относиться к отечественному кинематографу. Кстати этой весной выйдет целых 4 отличных фильма в прокат. Смотреть стоит, однозначно!

Так вот, об актерах. Подбор отличный. Скажу честно, я  еще не помню таких фильмов, где бы  Алексей Сербряков, Елена Лядова или Владимир Вдовиченков сыграли плохо… Я решила, что не буду писать о своем видении каждого персонажа, об этом можно говорить опять-таки  очень много. Каждого можно разложить по полочкам: начиная с главного героя автослесаря Николая, и завершая начальником полиции или прокурором. (Да, кстати, “вечер обсуждений в кругу посмотревших”, идея не плохая)

4

 Обоснован “Золотой глобус”,»Золотой орел», обоснованы все номинации, в которых фильм был представлен (67-й Каннский фестиваль, премии Оскар, BAFTA).

 Хотелось бы выразить огромную благодарность за труд, вклад и, собственно, саму идею, Андрея Звягинцева. Я отправляю “Левиафан” в копилку фильмов, которые стоит смотреть.

 Опишу тот момент. который показался мне самым драматичным:

в завершении картины. кухня в доме Николая. На обеденном столе “вчерашняя” еда: тарелки,чашки, ложки, открытые банки с соленьями, хлебные крошки.  В доме беспорядок, в нем уже никто не живет, разве что сквозняк, что “поселился” в стенах дома после того, как единственного живого в этой истории человека (сын главного героя — Ромка) забрали “друзья” семьи. Раздается оглушительный грохот работы экскаватора. В окнах кухни появляется ковш работающей машины,который рушит всё на своем пути. Вот так совершенно легко рушится жизнь человека. Никакие храмы не восполнят того, что было создано годами и разрушено в один миг.
В это момент я испытала чувство ненависти ко всем имеющимся в нашем обществе институтам: государство, церковь, семья. “Левиафан” отразил шаткость  и ненадежность этих элементов общества. У каждого из нас есть подобная история, нужно только задуматься об этом, и принять, что мы каждое утро просыпаемся и делаем всё, чтобы бороться с этим самым левиафаном, проникшим в нашу жизнь, что мы и сами не замечаем этого.

Добавить комментарий

